ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТИНГА КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

А. А. Красильников1, Ф. Х. Закиров2

1 ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Россия, Москва

Актуальность. Использование аудиозаписей в образовательном процессе впервые было описано в литературе еще в 1968 году, когда они были использованы для обучения гистологии [1]. В настоящее время подобный способ распространения аудиоконтента все чаще именуется термином «подкастинг». Первое использование термина «подкаст» был в 2004 году в газете "The Guardian" [2]. Сегодня подкасты стремительно внедряются во многие сферы жизни, в том числе и в образование. Известны случаи их применения для обучения студентов спортивным дисциплинам [3].
Цель работы. Данный обзор литературы позволит оценить эффективность подкастов на примере спортивного образования и выявить тенденции использования технологии подкастинга на практике.
Методы и материалы. В 2018 году в трех крупнейших базах данных: Medline, Scopus и Eric был осуществлен поиск по следующим ключевым словам: «podcasting», «podcasts in sport education», «podcasts and academic performance». Исходя из результатов были отобраны статьи, описывающие роль и использование подкастов в спортивном образовании, а также исследования, посвященные изучению их влияния на успеваемость студентов.
Полные тексты соответствующих статей были рассмотрены всеми авторами. Статьи были включены в обзор только в том случае если они содержали примеры использования технологии подкастов в образовательном цикле подготовки спортсменов или обозревали их значение и использование на занятиях физической культурой.
Были включены подкасты, сопровождаемые изображениями или короткими видеороликами. Были исключены любые статьи с использованием видео-подкастов, веб-трансляций или других веб-образовательных инструментов. Были также исключены подкасты, индексированные как статьи. Методология извлечения данных систематически применялась ко всем включенным документам. Статьи, которые включены образовательные результаты в дальнейшем были классифицированы на основе модели оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика.
Результаты и их обсуждение. Первоначальный поиск литературы позволил выявить в общей сложности 84 статьи, которые отвечали тематике использования подкастов в обучении. После отбора статей, согласно критериям, в конечном итоге была обнаружена 31 статья, соответствующая указанным требованиям. Из них 10 статей описывали опыт реального использования подкастов в спортивном образовании, 15 содержали описания существующих на сегодняшний день интерактивных подкастинг-сервисов и 6 содержали информацию о том, как правильно создать образовательный подкаст.
Наибольший интерес представляла первая группа статей, поскольку именно посредством этих исследований авторы могли оценить эффективность подкастов на практике. Такие статьи, как правило, содержали в себе сравнительный анализ успеваемости двух групп учащихся (тех, кто использовал в своем обучении подкасты и контрольной группы) и итоговый опрос, отражающий их мнение о самой технологии. В ходе исследований информация с респондентов собиралась посредством опросов, включающих шкалу Лайкерта, открытые вопросы и вопросы с множественным выбором.
Большинство опрошенных сочли подкастинг весьма эффективным способом получения учебной информации, даже по сравнению с лекционными занятиями. Многие студенты предпочли подкастинг лекциям ввиду возможности повтора и остановки записи в любой момент, а также удобства использования. При этом часто студентами отмечалось, что подкасты становятся более эффективными в случае, если аудиоконтент подкреплялся визуальными материалами – фото и видео. Между тем, в одном исследовании отмечается, что подкастинг, будучи интерактивным методом, не оставляет возможности студентам задавать вопросы и вести диалог с преподавателем, что, довольно важно для понимания некоторых дисциплин.
Более объективно взглянуть на подкасты в образовании позволяют результаты исследований, которые оценивали влияние такой технологии изучения материала на успеваемость студентов.
Большинство исследований говорят о положительной корреляции между внедрением подкастов в обучение и уровнем знаний студентов. Например, Alla и Kirkman использовали 10-минутные подкасты, содержащие объяснения экспертов и подкрепленные визуальным материалом в обучении ординаторов [4]. После окончания курса, 28 участникам было предложено выполнить два теста по темам дисциплины и прослушанных подкастов. В результате было замечено значительное повышение качества успеваемости с 86% и 69% до 92% выполнения по обоим тестам. Kurien с коллегами включили в свое исследование 134 студента 4 курса, которые в течение полугода использовали аудиоматериалы для изучения первой помощи и профилактики носовых кровотечений [5]. Средний балл студентов, использующих подкасты в образовательных целях составил 4 из 5, в то время как в контрольной группе он составил лишь 2,75. Об эффективности подкастов, в том числе и в изучении фундаментальных наук, сообщают и другие исследователи [6-9], основываясь на статистически значимых подъемах уровня успеваемости студентов.
Обсуждение. В настоящее время дистанционные и интерактивные технологии непрерывно внедряются почти во все сферы жизни [10]. Образование, в том числе и спортивное, не становится исключением из этой тенденции. Все чаще мы можем наблюдать образовательные порталы, видеолекции, электронные версии книг и обучающее программное обеспечение. Часто эти инновации становятся весьма распространенными и эффективным, поскольку являются доступными, удобными и экономичными. Помимо этого, нередко интерактивные технологии помогают уменьшить нагрузку на профессорско-преподавательский состав [11]. Подкастинг, будучи из форм аудиоматериалов, также не лишен указанных достоинств, что уже находит отражение в тенденциях его широкого использования особенно в последние 10 лет. На сегодняшний день многие международные спортивные периодические издания регулярно выпускают подкасты одновременно с выпусками журналов, например, хорошо известные по всему миру The Lancet, Circulation, Education, The Teacher и другие [12]. При составлении обзора авторами было замечено, что в базе данных Medline по запросу «podcasts» было найдено 1125 результатов, причем их количество стремительно увеличивалось от 2005 к 2018 году.
Выводы. Таким образом, доступность, простота в использовании и экономичность подкастинга делают данную технологию актуальной и востребованной в современном спортивном образовании. Кроме того, факт его эффективного использования в обучении будущих врачей все чаще находит подтверждение в последних исследованиях. Несмотря на то что эти данные не позволяют мгновенно внедрить подкасты в спортивное образование и оценить эффекты их применения в конкретном месте, они являются хорошей почвой для будущей их имплементации в образовательный процесс.
Список литературы:
  1. Fletcher S, Watson AA. Magnetic tape recording in the teaching of histopathology. Br J Med Educ. 1968;2(4):283-292.
  2. Hammersley B. Audible revolution. The Guardian. https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia. Published February 12, 2004
  3. Cadogan M, Thoma B, Chan TM, Lin M. Free Open Access Meducation (FOAM): the rise of emergency medicine and critical care blogs and podcasts (2002-2013). Emerg Med J. 2014;31(1):76-77
  4. Alla A, Kirkman MA. PodMedPlus: an online podcast resource for junior doctors. Med Educ. 2014;48(11):1126-1127
  5. Kurien G, Biron VL, Campbell C, Cote DW, Ansari K. Can a multisensory teaching approach impart the necessary knowledge, skills, and confidence in final year medical students to manage epistaxis? J Otolaryngol Head Neck Surg. 2013;42(1):51
  6. Alam F, Boet S, Piquette D, Lai A, Perkes CP, LeBlanc VR. E-learning optimization: the relative and combinedeffects of mental practice and modeling on enhanced podcast-based learning-a randomized controlled trial. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2016;21(4):789-802.
  7. Bhatti I, Jones K, Richardson L, Foreman D, Lund J, Tierney G. E-learning vs lecture: which is the best approach to surgical teaching? Colorectal Dis. 2011;13(4):459-462.
  8. Vasilopoulos T, Chau DF, Bensalem-Owen M, Cibula JE, Fahy BG. Prior podcast experience moderates improvement in electroencephalography evaluation after educational podcast module. Anesth Analg. 2015;121(3):791-797
  9. Evans DJ. Using embryology screencasts: a useful addition to the student learning experience? Anat Sci Educ. 2011;4(2):57-63
  10. Красильников А.А. Факторы, побуждающие членов педагогического коллектива к инновационной деятельности // Материалы V Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура»: сборник научных статей / под ред. Б.В. Илькевича – Гжель, 2013. – С. 589-596
  11. Красильников А.А. Информационные ресурсы инновационной деятельности // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура»: сборник научных статей / под ред. Б.В. Илькевича – Гжель, 2015. – С. 687-689

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0